Какой чай пьют в японии. Чаепитие в Японии — чем интересна и необычна эта церемония. Красный чай и улуны

Беларусь – страна удивительная и во многом уникальная. Небольшая по территории она состоит из очень разных по своей истории, культуре, религии и природе регионов. За одну-две поездки точно не удастся побывать во всех ее уголках и посмотреть все, что хотелось бы увидеть своими глазами.

А потому, прежде чем отправиться в Беловежскую пущу, где живет белорусский Дед Мороз, что является целью нашего сегодняшнего виртуального путешествия, кратко ознакомимся с основными регионами Беларуси и их достопримечательностями.

Центральная Беларусь – это преимущественно Минская область со столицей – городом Минском, по-европейски уютным, безопасным, чистым, с множеством достопримечательностей и развлечений для туристов. В его окрестностях расположены Хатынь, Курган Славы, «Дудутки» (музей старинных ремесел и технологий), «Линия Сталина».

В этом же регионе – жемчужины архитектуры – замки в Мире и Несвиже.

Поозерье – живописный край и колыбель «Белой Руси» в северной части Беларуси, занимающий территориально Витебскую область с известными своими духовными традициями и историей Витебском и Полоцком.

Эти места славятся чистыми озерами, экологическими тропами, бескрайними лесами, заповедными местами и парками (Березинский биосферный заповедник, Нарочь).

Понеманье – регион на северо-западе республики (бассейн реки Неман), соответствует в основном Гродненской области. Так сложилось исторически, что в этих местах издавна проживали славяне вперемешку с литвинами, что и обусловило распространение здесь католицизма и большого количества средневековых замков и старинных костелов с архитектурными постройками разных стилей: от готики до модерна.

Привлекает внимание туристов и город Гродно – центр региона и классический европейский город, Августовский канал, Налибокская пуща.

Поднепровье – это Могилевская и частично Гомельская область в восточной части республики. Могилевщина славится памятниками культуры и истории и местами великих военных сражений, начиная со Средневековья и заканчивая Великой Отечественной войной. Под Могилевом находится знаменитое Буйничское поле – свидетель нескольких грандиозных сражений.

Бобруйск – мощная крепость XIX века и крупнейший в Беларуси еврейский центр. Очень много в этих местах источников и минеральных вод. Самый почитаемый и известный – источник «Голубая криница», вода которого бьет почти с 200 метровой глубины.

Полесье – благодатная земля с необыкновенной красоты природой. Возможно, это прародина славян (такая точка зрения среди ученых существует). В Гомельской области находится Восточное Полесье, которое считается центром древней духовной культуры с сохранившимися с языческих времен до сих пор архаическими обрядами.

Западное Полесье – это территория Брестской области с героическим Брестом и его крепостью.

Пинск – столица Полесья с заповедником Беловежская пуща – единственным в Европе местом, где в таком количестве сохранились остатки первобытного реликтового леса, произрастающего с доисторических времен. Здесь встречается множество редких видов растений, птиц и животных. Среди них – крупнейшая популяция зубров в мире.

Зачем ехать в Беларусь зимой?

Многие туристы отправляются в Белоруссию именно зимой. В новогодние и рождественские праздники здесь особо остро ощущается удивительное сочетание знакомых с детства традиций веселого празднования Нового года по-советски с местными колоритными особенностями и духом европейского католического Рождества.

Центральные улицы и площади Минска в декабре в ожидании Рождественской ночи преображаются. Рядом с католическими храмами устраиваются настоящие вертепы с повествованием о рождении Христа, в храмах звучит органная музыка.

Беларусь – это тесное соседство Востока и Запада, удачно соединившее славянскую душевность, радушие и западную приверженность к чистоте, порядку, пунктуальности.

Здесь нас ждут по-соседски, запросто. Наши традиции очень схожи. Плюс – родной язык, дружелюбная атмосфера местного населения, которые ценят гостеприимство, экономичность, экологию, качество и традиции.

Белорусское направление очень удобно из-за отсутствия таможенных ограничений и пограничного контроля. Можно забыть про визы, отпечатки пальцев, загранпаспорта и другие формальности.

Беларусь многолика. Здесь есть, на что посмотреть в городах, по-европейски красивых с величественными средневековыми замками литовских и польских магнатов, полюбоваться строгой гармонией костелов, искусной кладкой монастырей, узкими улочками Витебска, красотой и простором Минска, белокаменными соборами Полоцка.

Притягивает и мистическая Беларусь. Призраки, Белые Панны «блуждают» в руинах и переходах заброшенных замков, в подземельях замков Несвижа и Мира ждут своего хозяина запрятанные сокровища Радзивиллов. Все это было в жизни Белоруссии и отразилось в легендах и сказаниях.

Наиболее популярные в это время маршруты с детьми: классические экскурсии и знакомство с древней историей Минска, легендарные замки, Брестская крепость и Беловежская пуща, где можно увидеть настоящего белорусского Деда Мороза.

Беловежская пуща и резиденция Деда Мороза

Обзавелся сказочный волшебник собственным Поместьем на радость туристам в 2003 году, которое затерялось среди бескрайних лесов с деревьями-великанами в древнейших лесах Беловежская пущи.

Его сказочная резиденция расположилась на большой поляне и занимает 15 гектаров. От входа в Национальный парк до Поместья Деда Мороза туристов доставляет специальный автобус. А дальше от стоянки дорожка ведет прямо к волшебным воротам.

Экскурсия по вотчине Деда Мороза

Поместье обнесено высоким деревянным забором. Карта-схема резиденции дает представление о том, насколько оно велико и что расположено на ее территории.

Чего здесь только нет: резной домик Деда Мороза и небольшой теремок его помощницы – внучки Снегурочки, Сокровищница, Волшебная пасека и Волшебная мельница, скульптурные изображения фигурок животных, олицетворяющих тот или иной Знак Восточного календаря, поляна Братьев-Месяцев и много еще интересного и примечательного. Всю эту резную красоту создали белорусские мастера-резчики по дереву.

Возле самих ворот, как и должно быть в приличном сказочном царстве, больших и маленьких гостей встречают деревянные рыцари – грозные стражники Вяз Вязович и Дуб Дубович, которые бессменно охраняют Поместье зимнего волшебника.

Рассказывают, что на их месте раньше стояли огромные старые деревья, которые после случившегося сильного урагана погибли, но вновь возродились в виде сказочных персонажей в руках талантливого мастера.

Чтобы волшебные ворота открылись и пропустили гостей, нужно знать заветные слова (их сообщит гостям встречающий их тут же сказочный персонаж) и трижды их произнести.

В волшебном поместье разнообразие деревянных фигурок симпатичных животных и героев сказок поражает. Недалеко от входа в домик Деда Мороза расположилась группа деревянных скульптур, изображающих Белоснежку (ее называют еще Беловежкой, наверное, потому что живет она в Пуще, да и выглядит немножко непривычно – в кокошнике и с русыми косами) и 7 гномов.

На крылечке своего нарядного, украшенного резьбой дома Дедушка Мороз встречает своих гостей. В этом ему помогает внучка Снегурочка. После задушевных бесед и поздравлений можно сфотографироваться на память с хозяевами теремка.

Зимой в вечернее время терем Деда Мороза, подсвеченный разноцветными огоньками, очень красив. В свой дом Дед Мороз приглашает не всех (со слов экскурсоводов на первом этаже располагается его тронный зал и рабочий кабинет, а на втором этаже с балкончиком – его спальня), но это обстоятельство особо никого не огорчает, потому как на территории сказочного царства много других интересных и чудесных мест.

Волшебная Мельница – сюда непременно надо подойти всем, кто совершал плохие поступки и нехорошие дела. Одно прикосновение к мельнице – и все плохое перемелется и превратится в песок и пыль!

На полянке с фигурками веселых и беззаботных, уставших и грустных Братьев-Месяцев, изображенных в виде знаков гороскопа, можно загадывать желание. Исполнится оно обязательно, если правильно отыскать свой месяц (называются они по-белорусски) и сообщить ему о своей сокровенной мечте. Здесь же стоят наготове сани зимнего волшебника, с запряженным в них лосем.

Мост Желаний по пути к теремку Снегурочки тоже необычный. Наступая на его волшебные бревнышки, самое время пожелать своим родным добра и здоровья.

Прибавится здоровья и сил, если испить водицы из Волшебного колодца, а потом отведать сладкого медка на Волшебной пасеке Деда Василя и Бабы Ганны.

В Теремок Снегурочки хоть и нельзя войти, но все-таки можно разглядеть сквозь заснеженное окно ее кровать с семью волшебными подушками, каждая из которых предназначена на свой день недели.

Говорят, что заглянув в окошко и увидев свое отражение, женщины становятся красивее и моложе, мужчины – умнее и сильнее, а дети – здоровее и послушнее.

В Скарбнице Дед Мороз хранит все свои сокровища и ценности: рисунки, подарки и письма, которые ему присылают дети. И здесь же гости могут получить вполне заслуженные подарки.

Есть еще Музей ледяного быта, где хранятся самые разные атрибуты зимнего волшебника, мастерская Зимы-Матушки, где, если не лень, можно самому сделать какой-нибудь необычный подарок для своих близких: национальную белорусскую игрушку, елочную игрушку. А можно приобрести какой-нибудь готовый сувенир.

В домике злой Бабы Яги – настоящая печка, куда она «отправляет» непослушных ребятишек. А еще очень впечатляющее деревянное кресло-скелет.

На территории резиденции – красивый пруд с обитающей в нем царевной-лягушкой и другими скульптурными персонажами, которые не прочь полакомиться рыбкой.

А еще есть такой интересный экспонат, как международная сказочная верста, ориентируясь на которую можно узнать, на каком расстоянии от резиденции Деда Мороза в Белоруссии проживают другие сказочные персонажи: многочисленные Бабы Яги, Царь-Берендей, прапрапрадед белорусского Деда Мороза – Зюзя Поозерский (Витебская область), Болотник из Березинского заповедника – мифический обитатель топких мест и трясин, .

А завершает все это великолепие Новогодняя елочка, вокруг которой детишки с Дедушкой Морозом, Снегурочкой и другими героями из сказок водят веселые зимние хороводы.

Раньше на этом месте росла самая высокая в мире новогодняя живая ель. Но она была очень старой (более 150 лет) и ее, к сожалению, пришлось спилить.

Вдоволь нагулявшись, надышавшись необыкновенным беловежским воздухом, самое время перекусить сытными и простыми блюдами белорусской кухни в кафе «Хата Деда Мороза».

Если есть время, можно не ограничиваться только осмотром резиденции и выбрать более насыщенный вариант путешествия. Например, отправиться на более продолжительную прогулку, сначала погуляв по национальному парку, а надышавшись свежим лесным воздухом и полюбовавшись красотой заповедного леса, посетить резиденцию.

Есть еще вариант, совмещенный с посещением вольеров, где, конечно же, можно увидеть настоящего величественного зубра – живую легенду Беловежской пущи, и Музея природы, в котором представлена лучшая тематическая коллекция, представляющая разнообразный животный и природный мир Беловежской пущи.

Как попасть в резиденцию Деда Мороза?

В республику Беларусь можно ехать на поезде и на автобусе, лететь на самолете. Из аэропорта Минска добираться удобно в любом направлении. Основные железнодорожные маршруты проходят из Москвы и Санкт-Петербурга через Минск.

Из Минска до Беловежской пущи – 350 км, от Бреста – 60 км и 20 км от города Каменец.

Поместье Зимнего Волшебника открыто для посетителей круглый год. Здесь нет ни перерывов (с 9.00 до 18.00), ни выходных.

Живет Дед Мороз по адресу: Республика Беларусь, Брестская область, Каменецкий район, Каменюки, Государственное Природоохранное Учреждение «Национальный парк «Беловежская пуща». Официальный сайт Беловежской пущи: https://npbp.by/.

Ежедневно Дедушка Мороз и его сказочные помощники принимают детишек и взрослых гостей (Снегурочка в летнее время дедушке не помогает, вероятно, занята другими делами).

Места в Беловежской Пуще сказочно красивы, воздух – не надышишься – в этом плюсы летнего посещения резиденции белорусского Деда Мороза. Но в дни каникул и зимних праздников здесь особенно красиво и занимательно.

Посещать поместье главного зимнего волшебника Беларуси можно в составе тургруппы – в Беловежскую пущу отправляются автобусные туры из разных городов.

Несколько вариантов для тех, кто хочет попасть к Деду Морозу:

  • купить экскурсионный тур в Минске (но при этом нужно учитывать, что придется провести в дороге примерно 10 часов – 5 часов в одну сторону и 5 обратно).
  • заказать экскурсию в Бресте (время в пути до Беловежской Пущи сократиться до 3-4 часов: в одну сторону – 1,5-2 часа)
  • добравшись до заповедника на общественном транспорте или на машине, в кассах при входе в заповедник приобрести входные билеты в резиденцию. Туристов бесплатно доставит до места специальный экскурсионный автобус при наборе группы не менее 6 человек.

Сколько стоит билет?

Купить билет в Резиденцию можно в кассах Беловежской Пущи. Их стоимость для взрослых – 8,5 белорусских рублей и 7 – для детей.

Где поселиться?

На территории заповедника созданы комфортные условия для отдыха туристов: уютные гостевые домики лесничеств, современные отели, агроусадьбы, кафе, традиционные бани.

Удобно расположен на территории заповедника рядом с Музеем Природы гостиничный комплекс «Каменюки» 3*, объединяющий несколько корпусов.

Можно заказать номер в одной из гостиниц Бреста или Минска.

В любое время года можно получить удовольствие, побывав в самобытной Беларуси. Но есть еще время подарить себе и своим детям зимнюю сказку, отправившись в Белоруссию под Новый год, потому как «окунуться» в волшебство полезно иногда не только детям, но и их родителям. Удачных путешествий и веселого отдыха!

Зюзя – одно из древнейших почитаемых белорусских божеств дохристианских времен. Настоящий властелин и правитель, зимний царь, повелевающий природой. Только не стоит путать его с Дедом Морозом! Это два разных персонажа, но об этом позже. А пока разберемся, кто же он такой – пан Зюзя Поозерский. Зюзю, или бога Зимы, предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Когда бывает сильный мороз, считается, что он бьет своей булавой по деревьям, которые как будто от этого трещат. Временами Зюзя забредает в деревню, чтобы предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода какую–нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи.

Недаром присказка существует: "Зюзя на дворе — кутья на столе". И сегодня нередко можно услышать: "Замерз, как зюзя!" Не так давно "реанимировать" этот фольклорный персонаж решили в поставском Центре туристских услуг. "После того как маршрут "Край озер, костелов, парков" заработал у нас на полную мощность, я задумался: а была ли у белорусов своя легенда, предвосхитившая появление Деда Мороза? — вспоминает директор центра Егор Шушкевич. — И такой персонаж нашелся! Причем Зюзя оказался настолько востребованным, что уже в первый сезон принял более полутора тысяч посетителей".

К владениям Зюзи, которые расположились в Стародворском лесничестве, подъезжают автобусы из Минска, Витебска... Гостей у ворот встречает ключница и ведет отогреваться травяным чаем, заваренным в раритетном 40–литровом самоваре, который топится дровами. Дети уже получили "угощение от Зюзи" (большущий пряник в виде снеговика) и теперь вместе с родителями ждут не дождутся сказочного представления.

И вот звучит музыка, на мостике, переброшенном через пруд, появляется гонец... Коварная и жадная баба Напастья вместе с разбушевавшимся Огневиком строят козни против Зюзиного внука — Ледовика. Однако добрая волшебница тетка Завея перевоспитывает отбившихся от рук "нечистиков", которые затем вместе с повелителем холода и ребятишками пускаются в пляс, играют и водят хороводы.

Зюзя Поозерский (потому что живет в Белорусском Поозерье), конечно же, похож на традиционного Деда Мороза, однако поставские мистерии имеют и свой неповторимый колорит.

Сначала он выходит в парадной шубе, отделанной белорусским орнаментом, а затем переодевается в повседневный кожух, бегает босиком, танцует и балуется с детьми, как простецкий дедок, абсолютно лишенный гордыни .


Завершается представление грандиозным фейерверком. Перед тем как отправиться домой, в "Корчме Зюзи" можно отведать драников. Здесь же колоритный народный умелец научит вас делать свистульки из глины, предложит памятную керамическую медаль.

Хотя в Японии производится не так много чая в сравнении с гигантами типа Китая и Индии, по потреблению этого напитка на душу населения она неизменно оказывается в первых строках рейтингов (уступая только Великобритании с её бывшими колониями). И уж точно нет другой страны, где чай стал бы настолько значимой частью культуры и настолько прочно вошёл в национальное самосознание. Само понятие «чайная церемония», которое сейчас чаще услышишь применительно к китайскому чаепитию, возникло именно как описание японской чайной традиции. Сами японцы называют чайное искусство са-до, или путь чая.

Как и многое в культуре Японии, чай был заимствован из Китая. Скорее всего, его завезли буддийские монахи примерно в VIII веке. В то время в монастырях действительно много и охотно пили чай как единственный разрешённый стимулятор. Чай приготовлялся во время медитации, его назначением было помочь монахам бороться с сонливостью, и благодаря этому возник особый способ его употребления. Чайный лист растирался в порошок, заливался горячей водой и взбивался в большой чаше бамбуковым венчиком. Чая брали много, до четверти объема чаши, так что получалась скорее жидкая кашица, чем настой. Напиток был очень горьким, ароматным и содержал убийственную дозу кофеина в каждом глотке. Чаша передавалась по кругу, и каждый монах отпивал совсем немного, чтобы не отвлекаться от медитации.

Такой суровый способ чаепития, конечно, не сразу снискал популярность в широких массах. Правители и самураи пили дорогой и слабо заваренный китайский чай из богато украшенной посуды. Устраивались пышные «чайные турниры», на которых знатоки пытались определить сорт чая по одному аромату готового напитка. Только в XV веке случилось так, что храмовым чаем заинтересовался сёгун - феодальный правитель Японии. И уже вслед за ним мода на спокойное и отрешённое чаепитие захватила высшие слои японского общества.

Действо вышло из монастырских стен и стало проводиться в специальных глинобитных хижинах с соломенной крышей. Такэ-но Дзёо, один из первых «мирских» мастеров чайной церемонии, специально сформулировал основные принципы чайной эстетики «ваби» и «саби» так, чтобы сохранить монашескую безыскусность. Например, в пику самураям, которые привыкли пить из роскошной золочёной посуды, он ввёл в употребление керамическую посуду грубой работы.

Находятся радикалы, которые проводят церемонию
с пластиковыми стаканчиками, утверждая, что в нынешнем мире они больше соответствуют изначальной идее.

Ваби-саби

«Саби» - буквально «ржавчина». Это архаическое несовершенство, печать времени. Понятие «ваби» - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного. Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта.

Его ученик Сэн-но Рикю, который считается основоположником всех современных школ чайной церемонии, развил и закрепил эти идеи. Он ввёл в обычай создание особых «чайных садов» для прогулок, окончательно утвердил эстетические каноны, определил последовательность действий участников и даже рекомендуемые темы для беседы. При нём чайная церемония окончательно превратилась в мини-спектакль, где каждая деталь имеет символический смысл. Действо получило название тя-но-ю - «горячая вода для чая».

Постепенно чайная эстетика проникла во все области японского быта. Икебана, национальная керамика, устройство японского сада, живопись и даже архитектура сформировались под влиянием ваби-саби. Забавно, что те керамические чаши, которые когда-то были самой дешёвой посудой и использовались, чтобы подчеркнуть простоту и грубое изящество чаепития, сейчас стоят баснословных денег. Находятся даже радикалы, которые проводят церемонию с пластиковыми стаканчиками, утверждая, что в нынешнем мире они больше соответствуют изначальной идее.

Всеволод Овчинников

«Ветка сакуры»

«В чайной церемонии участвует не больше пяти человек. Даже если дело происходит днём, в комнате должен стоять полумрак. На каждом предмете лежит печать времени. Есть только два исключения - белоснежный льняной платок и ковш, сделанный из спиленного куска бамбука, которые бывают подчеркнуто свежими и новыми. Комната для чайной церемонии оформляется с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое японское представление о прекрасном. Причём эта подчеркнутая простота или даже изысканная бедность часто очень дорого обходится хозяину, потому что какое-нибудь кряжистое бревно может быть сделано из очень редкой породы дерева и к тому же иметь особую цену из-за своих художественных достоинств».

Само собой, популярные сорта японцы пьют
без особых церемоний - просто заваривая
их в чайнике.

В начале XVII века дзенский священник Коюгай Байсао открыл в Киото первый чайный магазин для простолюдинов, что поспособствовало популяризации чая среди всех слоёв населения, не только элиты, как это было раньше. В это же время Соэн Нагатани вывел сорт чая, известный как сэнтя, ставший самым популярным сортом, которым он и является до сих пор.

Само собой, популярные сорта японцы пьют без особых церемоний - просто заваривая их в чайнике. Такой чай подается перед каждой трапезой и просто при любом удобном случае, горячим и холодным. При этом японцы пьют почти исключительно чай собственного производства, в основном зелёный, без каких-либо ароматизаторов и сахара, и глобализация не может ничего с этим поделать: даже концерн Coca-Cola выпускает в Японии неподслащенный зелёный чай в бутылках, приготовленный из свежего листа, а не из порошкового экстракта.

Коммодор Мэттью Перри

Экспорт больших объёмов чая из Японии в Европу начался благодаря действиям коммодора Мэттью Перри, буквально заставившего Японию открыть порты для международной торговли в 1853 году. В результате подписания Канагавского договора госмонополия на торговлю топливным мазутом была снята, и поставщики были вынуждены искать другие рынки. Семья Оура собрала образцы чая и отправила их в Британию. Первый же заказ от торговца Уильяма Альта был на 6–10 тонн, который пришлось собирать в течение трех лёт, так как таких запасов не было на всем острове Кюсю, и параллельно устанавливать торговые связи с производителями чая по всей стране. Чтобы удовлетворить возрастающий спрос, пришлось переходить с ручного труда на машинный. Все эти действия привели к резкому увеличениию производства чая.

Сорта чая

Главное отличие японских сортов от китайских - в способе обработке листьев. В Китае существуют сотни способов производства чая, многие из которых требуют изощрённого ручного труда, но в конце технологического процесса фиксация чайного листа почти всегда производится обжариванием или нагреванием до высокой температуры в котлах и чанах. В Японии же технология производства в целом унифицирована, широко используются машины, но готовый лист обрабатывается паром, что оставляет чаю насыщенный, горьковатый и немного травянистый вкус. Такой чай, в сравнении с китайским, очень быстро теряет свежесть, всего за три-четыре месяца, но зато даже самые простые сорта имеют яркий и тонкий аромат.

Японские чаи можно классифицировать по способу производства - длительности обработки листьев паром.

АСАМУСИ (ФУЦУМУСИ)

30–60 секунд воздействия. Их листья достаточно крепкие, при заваривании значительно увеличиваются в объёме. К асамуси относятся высококачественный сэнтя и гёкуро.

ТЮМУСИ (КЁМУСИ) СЭНТЯ

Находится между асамуси и фукамуси.

ФУКАМУСИ

Обработка в течение 2–3 минут. Чай несколько теряет в аромате, но вместо этого обретает яркий, слегка вяжущий вкус. Фукамуси сэнтя менее требователен к качеству воды, достаточно дёшев и популярен.

Японский чай, в сравнении с китайским, очень быстро теряет свежесть, всего за три-четыре месяца, но зато даже самые простые сорта имеют яркий и тонкий аромат.

Сэнтя (сенча)

Самый популярный сорт, составляет три четверти производимого в стране объёма чаёв. Бывает разного качества. Самый ценный вид - синтя (или итибантя), то есть чай первого сбора, который проходит в конце апреля - начале мая. Собранные в это время чайные листья содержат меньше кофеина и дубильных веществ, придающих чаю горечь. Чай второго сбора называется нибантя, третьего - самбантя.

Грубый сэнтя с черенками и прочим «чайным мусором». Считается традиционным напитком владельцев плантаций. Кстати, сам «чайный мусор» в чистом виде тоже идёт в дело. Использование побочных продуктов от производства дорогих сортов - распространенная практика во всем мире. Если основной продукт был высокого качества, получается чай с названием кариганэ, если низкого - кукитя.

Сэнтя низкого качества. Имеет рыбный привкус и заваривается всего несколько раз.

Жареный сэнтя, производимый из бантя. Прожаривается до появления специфического жареного аромата. Имеет неяркий вкус, напоминающий дешёвый красный чай. Используется как обычный повседневный чай для утоления жажды, чаще других подаётся холодным.

ГЭмМАЙТЯ

Сэнтя с обжаренным коричневым рисом, который пьют, как правило, для утоления чувства голода.

Гёкуро

Дословно переводится как «нефритовая роса». Высший сорт японского чая. Собирается и готовится вручную. Почти половину чая этого сорта производят в городе Ямэ в префектуре Фукуока, однако считается, что лучший гёкуро собирается в округе Киото на плантациях района Удзи. Отличается особым способом производства: за пару недель до сбора чайные кусты затеняются специальной густой сеткой, похожей на сетку от комаров, блокирующей солнечные лучи практически полностью. Сетка снимается после только после первого сбора.

После обработки чай выдерживается несколько месяцев в помещении со строго контролируемыми условиями. Данная процедура помогает увеличить количество аминокислот и кофеина и уменьшить количество горьких катехинов, что приводит к получению восхитительного сладкого вкуса.

КУРАДАСИТЯ

Выдержанный до пяти лет гёкуро. Вкус чая из хранилища становится еще мягче и приобретает древесные нотки.

Тэнтя и маття

Тэнтя - сырьё для порошкового церемониального чая маття. Это плоский чай из сырья, собираемого в районе Удзи в округе Киото из тщательно отобранных и одинаковых по размеру листьев. Производство похоже на то, что происходит с сортом гёкуро, однако вместо скатывания чай обрабатывают потоком воздуха в специальных камерах.

Маття используется в классической чайной церемонии тя-но-ю и является чуть ли не японским культурным достоянием. Чай измельчается в порошок промышленным способом, практически до состояния пудры, чего невозможно добиться при помощи ступок и жерновов. В наше время порошок используется ещё и в качестве пищевой добавки к десертам и лапше.

Производная от маття, то есть «твёрдый чай», который создают путем добавления в чайный порошок воды и рисовой муки. Получается некое тесто, которое режут на кусочки длиной в чайный лист.

Красный чай и улуны

Производятся, но в очень небольших объёмах. Улун производят на острове Кюсю из специально выведенных разновидностей чайного куста. Самый известный сорт красного чая - хэмифуки.

ХЭМИФУКИ

Самый известный сорт красного чая, выращиваемый ежегодный объём которого не превышает 150 килограммов, так что раскупается он практически за несколько месяцев. По сравнению с индийским гораздо мягче и ароматнее.

Японский чай намного менее прихотлив, чем китайский: для него не требуется ни особого качества воды, ни тщательного слежения
за стадиями кипения.

Способы заваривания

Нет большого смысла рассказывать здесь подробно о церемонии тя-но-ю: в домашних условиях она невоспроизводима. Достаточно сказать, что весь процесс занимает пять-шесть часов и включает в себя неторопливую прогулку, трапезу со специально подобранными блюдами, два вида чая (порошковый маття, заваренный по неизменной монашеской технологии, и листовой чай, заваренный в чайнике) и много-много спокойного ожидания. Разумеется, существуют и сокращённые вариации проведения церемонии для ситуаций, когда проведение классической версии невозможно.

Процесс заваривания чая в стиле школы Урасэнкэ

Что же касается обычного чаепития в домашних условиях, то здесь всё достаточно просто. Японский чай намного менее прихотлив, чем китайский: для него не требуется ни особого качества воды, ни тщательного слежения за стадиями кипения. Единственная рекомендация, которая должна выполняться неукоснительно, - это избегать слишком горячей воды. Оптимальная температура заваривания для любого японского чая - около 80 градусов. Чтобы соблюсти температурный режим, существуют специальные сосуды, напоминающие по форме молочник, в котором остужают воду. Чайник должен быть такого размера, чтобы наполнить чашки всех гостей, не больше и не меньше.

Практика приготовления заварки и разбавления ее кипятком неприменима для японского чая. Качество чайника не имеет решающего значения, но некоторые принципы по возможности лучше соблюдать. Так, хороший чайник должен иметь форму сплюснутого шара, а его стенки не должны быть слишком толстыми. Подходящий материал для чайника - фарфор или плотная глина, не впитывающая воду. Чугунные японские чайники предназначены для кипячения воды, а не для заваривания.

Оптимальная температура заваривания для любого японского чая -
около 80 градусов.


Процесс заваривания

  1. Пустой чайник наполняется кипятком, который сразу сливается в сосуд для охлаждения воды. Если сосуда нет, можно разлить воду по чашкам, из которых чай будут пить.
  2. В чайник закладывается чай из расчета чайная ложка на 150 миллилитров.
  3. Вода из сосуда возвращается в чайник.
  4. Чай настаивается 1 минуту.
  5. В каждую чашку наливается чай до половины её объёма, затем до двух третей, затем - полностью. Это делается для того. чтобы вкус и аромат настоя получился равномерным.
  6. В чайнике не должно остаться ни капли воды. В промежутке между заварками чай не должен настаиваться - иначе он потеряет аромат и начнет горчить.
  7. Вторая заварка длится по времени меньше, чем первая - от 30 до 40 секунд. Так происходит потому, что листья уже подготовлены, раскрыты и завариваются быстрее. В остальном - всё то же самое.
  8. Третья заварка, напротив, должна длиться от 1,5 до 3 минут в зависимости от качества чая.
  9. Обычно даже лучший японский чай не заваривают больше трёх раз, но никто не мешает попробовать.

Главное правило многократного заваривания - лист в чайнике не должен успеть остыть. Поэтому лучше пить чай небольшими чашками, чтобы успеть выпить старую заварку перед новой (а также не выпить слишком много).

В отличие от китайского чая, который традиция предписывает пить только горячим, японский чай часто пьют со льдом. Не возбраняются и угощения - правда, считается, что вкус чая лучше оттеняет не сладкое, а солёное.

Если же хочется попробовать церемониальный порошковый чай, то его можно просто размешать в воде из расчета три чайных ложки на 150 миллилитров. Вода при этом должна быть ещё холоднее - 70 градусов. Правда, вне церемонии он может не произвести особого впечатления - всё-таки он слишком горек и удовольствие предполагается находить не в нём самом, а во всём действе, выстроенном вокруг чаепития.

Текст: Егор Чанин, Тимур Зарудный

«Люди устали от механической цивилизации и бешеного ритма жизни. А когда жизнь становится слишком беспокойной, суетной, мы ищем успокоения, свободы для души. Если будем следовать этикету, то поведение, манеры человека уравновесятся, к нему вернется ощущение красоты. Вот почему нашему времени не обойтись без пути чая».

К. Игути

Из истории этикета. Чайная церемония

Низко наклоняясь, один за другим, они проходят в дверь, оставляя обувь на специальном камне. Последний из вошедших задвигает дверь. Хозяин появляется не сразу. Гости должны привыкнуть к освещению комнаты, внимательно рассмотреть висящую картину, оценить утонченную прелесть единственного цветка, внутренне почувствовать, угадать подтекст церемонии, предлагаемой хозяином.

Если в нишу помещен свиток каллиграфии, исполненный каким-либо методом, то и роспись чашки будет отличаться такими же свойствами. Отзвуком нежных линий осенних трав в букете окажется тонкая изысканность рисунка на керамическом блюде.

Только после того как гости освоились с обстановкой, появляется хозяин и глубоким поклоном приветствует гостей, молча садится напротив них у жаровни, над которой уже заранее подвешен котелок с кипящей водой.

Рядом с хозяином на циновке расставлены все необходимые предметы: чашка (самая драгоценная реликвия), коробочка с порошком зеленого чая, деревянная ложка, бамбуковый венчик, которым сбивают чай, залитый чуть остуженным кипятком.

Тут же стоят керамические сосуды - для холодной воды, для ополаскивания - и другие предметы, все старинное, но безукоризненно чистое, и только ковш для воды да льняное полотенце новые, сверкающие белизной.

Н. С. Николаева. «Японские сады»

Японский способ организации чайного банкета и сложный его церемониал в настоящее время внедряются в культуру столь же стремительно, как японские автомобили и электроника в промышленность. В Японии к чаю вообще относятся как к «киновари одухотворенности и лекарству мудрости», исцеляющему болезни и продлевающему жизнь.

Чайные ритуалы в Японии называются «тядо» (путь чая) и «тяно-ю» (чайное действо). Есть и другие церемонии чаепития, которые долгое время были тайной за семью печатями, поскольку считались национальной святыней.

Японская чайная церемония подготавливается и проводится часами. Для ее проведения почти в каждом доме отведено специальное помещение. Небольшой по размеру чайный дом разделен на три части: чайную комнату, комнату ожидания и подсобное помещение. Готовить чай доверяют только человеку, имеющему опыт в этом деле.

Входя в чайную комнату, где стоит жаровня для чайника, гость вежливо кланяется. Затем, держа перед собой складной веер, выражает восхищение висящим в нише свитком. Закончив осмотр, благодарные гости садятся и приветствуют хозяина.

Весь ритуал проходит в строгом порядке. Присев, гости приступают к сладостям. Затем хозяин приглашает их в сад. О начале церемонии возвещает гонг - пять и семь ударов, услышав который гости возвращаются в чайную комнату.

В комнате теперь светлее, отодвинута бамбуковая штора за окном, а вместо свитка в нише - ваза с цветком. Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью и моет мешалочку в горячей воде, которую наливает из чайника ковшом. Затем кладет 3 ложки предварительно растертого в специальной фарфоровой ступке порошкообразного зеленого чая в чашу, заливает ковшом горячей воды и взбивает чай мешалочкой, пока чай слегка не загустеет. Все движения рук, корпуса особые, поистине церемониальные, при этом лицо строгое и неподвижное.

Гости принимают чай с благодарностью и пьют его небольшими порциями из круглых или квадратных пиал. Все участники действа сидят на коленях вокруг низкого чайного столика. К чаю не подается ничего.

Крепкий зеленый чай готовится из молодых листьев чайных кустов в возрасте от двадцати до семидесяти и более лет: Норма закладки чая в среднем - 1 чайная ложка молотого чая на 200 г воды. Важной особенностью японского способа заваривания чая является то, что температура не только чайника, но и воды в нем должна быть не выше 70-90°. Время заваривания при этом не выходит за пределы 3-5 минут.

Во второй половине чайного действа главный гость кланяется, ставит чашу на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук он медленно подносит чашу ко рту. Сделав небольшой глоток, он оценивает вкус чая, делает еще несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который после нескольких глотков отправляет ее дальше, пока, пройдя по кругу, чаша не вернется к хозяину.

На вкус чай чрезвычайно терпок. Его концентрация соответствует примерно 100-200 г сухого чая на 0,5 л воды. Но в то же время такой чай очень ароматен. Присутствию в чае аромата японцы придают решающее значение.

За весь круг чашка выпивается полностью, и эта процедура должна занимать не более 10 минут. Разговоров во втором действе не ведется, и все сидят в чинных позах, в строгих парадных одеяниях. В целом процесс чаепития представляет собой весьма длительную церемонию, происходящую целиком на глазах ее участников.

Таким образом, чай по-японски представляется не, как гастрономическая реальность, а как ритуальное групповое действо, имеющее глубокие историко-философские корни, общенациональной японской культуры, и является одним из видов искусства Японии.

Сформировавшаяся в XVI в. философия «тядо» (путь чая) в настоящее время становится все более популярной в Америке и Европе. Причина такой популярности «тядо» изложена в известной на Западе книги «О пути чая».

Конечно, чайная церемония в Японии - не ежедневный ритуал, а японцы пьют чай чаще, чем совершают описанное выше чайное действо. В этих случаях они предпочитают зеленый чай, а не черный, но иногда употребляют и его. Примечательно и то, что японцы, как и китайцы, пьют чай в течение дня до еды, тогда как мы его пьем после еды.

Упрощенный японский способ заварки чая состоит в том, что по этому способу зеленый или желтый чай заваривают в шарообразных, предварительно прогретых фарфоровых чайниках. Каждому гостю подают отдельно такой чайник и пиалу. Ни сахар, ни варенье, ни мед в чай не кладут, редко подают сухие фрукты и изделия из теста.

Во время чаепития совершенно отсутствуют разговоры между гостями. Все, в том числе и хозяева, погружены в размышления о постижении законов природы, окружающего мира. Многие утверждают, что в этом духовном самосозерцании, в глубокой сосредоточенности и состоит основная прелесть японского чаепития.

Чай это самый распространённый напиток, а так же важная часть культурных традиций Японии. Различные виды чая получили широкое распространение и потребляются в любой момент дня. Зелёный чай является наиболее распространённым типом и когда кто то упоминает «чай» (お 茶, о-тя) без указания типа, то его относят к зелёному. Зелёный чай также является центральным элементом чайной церемонии. Наиболее известными местами выращивания чая в Японии являются провинции Сидзуока, Кагосима и Удзи.
Ниже приведен перечень основных сортов чая, которые широко распространены в Японии.

Чай с чайного куста

Рёкутя (Ryokucha) (зеленый чай):
Гёкуро (Gyokuro), Сентя (Sencha), Бантя (Bancha)


Сорта зелёного чая отличаются сроками сборки и тем количеством солнечного света, что достаётся листьям. Высшего сорта Гёкуро (Gyokuro), собирается во время первого этапа сбора урожая на специально затенённых участках. В это же время собирается сорт Сентя (Sencha). Отличие его в том, что листья специально не лишаются солнечного света. Сорт Бантя (Bancha) представляет собой низший сорт зеленого чая, листья которого получены на поздних этапах уборки.
Маття (Matcha) - зеленый чай


Только самые верхние и качественные листья используются для Маття (Matcha), их сушат и измельчают в мелкий порошок, который затем смешивают с горячей водой. Маття это сорт зеленого чая, который используется в чайной церемонии .
Конатя (Konacha) - остаточный зеленый чай


Конатя (Konacha) состоит из чайной пыли, чайных почек и маленьких чайных листьев, оставшихся после обработки Гёкуро (Gyokuro) или Сентя (Sencha). Хотя Конатя (Konacha) считается более низким сортом чая, его часто используют, что бы дополнить определенные продукты, такие, как суши.
Ходзитя (Hojicha) - жареный зеленый чай


Ходзитя (Hojicha) обрабатывается обжигом чайных листьев, что дает им характерный красно-коричневый цвет. Тепло от обжарки также вызывает химические изменения в листьях, что даёт чаю Ходзитя (Hojicha) сладкий, слегка карамельный аромат.
Гэммайтя (Genmaicha) - зеленый чай с жареным коричневым рисом


Гэммай (Genmai) называют нешлифованный, коричневый рис. Гэммай обжаривают и смешивают с чайными листьями и получают Гэммайтя (Genmaicha). Обжаренный Гэнмай придаёт чаю желтоватый цвет и особый аромат. Гэммайтя в народе служил в качестве альтернативы стандартному зеленого чая.
Улунтя (Oolongcha) - тип китайского чая


Улунтя (Oolongcha) собранные листья завяливаются на солнце в течение получаса-часа. Затем подсушенные листья укладывают толстым слоем в корзины и помещают в тень для ферментации, а затем паром или обжариванием останавливают этот процесс. Улунтя (Oolongcha) подается как горячим, так и холодным практически во всех учреждениях питания Японии. Чай коричневого цвета.
Котя (Kocha) - черный чай


Котя (Kocha) при приготовлении листья подвергаются ещё более сильному ферментированию, чем Улунтя (Oolongcha), что придает чаю его темный цвет. В японском языке, «Котя (Kocha)» на самом деле означает «красный чай», ссылаясь на красновато-коричневый цвет чая. Котя (Kocha) широко распространен в западных кафе и ресторанах в европейском стиле.
Жасминовый чай (Jasmine-cha) - чай с цветками жасмина


Жасминовый чай широко распространён в Окинаве, где он известен как Санпинтя (Sanpincha), но не так сильно распространен в других частях Японии. Чай производится путем комбинирования цветов жасмина с зеленым чаем или Улунтя (Oolongcha).

Чай не с чайного куста

Мугитя (Mugicha) - чай из обжаренных злаков


Мугитя (Mugicha) - напиток готовится из жареных злаков пшеницы или ячменя. Обычно подают холодным, отлично подходит в летнюю жару. Некоторые считают его более подходящим для детей, потому что он не содержит кофеин из листьев чая.
Комбутя (Kombucha)


Комбутя (Kombucha) представляет собой напиток, приготовленный путем смешивания измельченных или нарезанных морских водорослей Комбу (Kombu) c горячей водой. Напиток имеет солоноватый вкус и иногда подаётся как приветственный напиток в рёкане.

Где чай можно найти.

Чай того или иного сорта, горячий или холодный, можно найти практически во всех ресторанах, торговых автоматах, киосках, магазинах и супермаркетах.
В ресторанах, зеленый чай часто подается в начале или в конце трапезы бесплатно. В обычных ресторанах, зеленый чай или Мугитя , как правило, доступны бесплатно, в то время как Конатя (Konacha) обычно предоставляются суши-ресторанами. Котя (Kocha) как правило, доступны наряду с кофе в кафе и западных ресторанах.
В некоторых храмах и садах, туристам подают Рёкутя (Ryokucha) или Маття (Matcha). Чай обычно подается в спокойной татами комнате с видом на красивые пейзажи, часто вместе с японскими сладостями. Иногда чай входит в стоимость входного билета храма или сад, он чаще требуется отдельная плата в несколько сотен иен.
Многие виды чая продаются в пластиковых бутылках и банках в магазинах и торговых автоматах по всей Японии. Они доступны как горячими, так и холодными, хотя горячий чай менее распространён в течение летних месяцев, особенно в торговых автоматах.

Японский чай и краткая история

Чай был впервые ввезён в Японию из Китая примерно в 700х годах. Во время периода Нара (710-794 гг), чай был продуктом роскоши и доступен только в небольших количествах священникам и дворянам в качестве лекарственного напитка.
В начале периода Камакура (1192-1333), Еисай (Eisai), основатель японского дзен-буддизма, привёз из Китая обычай приготовления чая из измельченных листьев. Впоследствии, выращивание чая распространилась по всей Японии, в частности в храме Козандзи (Kōzan-ji) что находится в Такео и в городе Удзи.
Во время периода Муромати (1333-1573), чай приобрел популярность среди людей всех социальных классов. Люди собирались в больших чайных и играли в угадайку,(участники пили из чаш и угадывали сорт чая и место где он был собран). Коллекционирование чайной посуды так же было популярно среди богатых.
Примерно в то же время, более усовершенствованная версия чаепитий разработана с дзен простотой и большим акцентом на этикете и духовности. В этих собраниях принимали участие только несколько человек в небольшой комнате, где сам хозяин прислуживал гостям, что позволяло больше сблизиться гостям. Именно от этих встреч, берёт своё начало традиция чайной церемонии.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: